Текст #000317

На основании этих и некоторых других предварительных рассуждений Е. Громов приходит к двум взаимосвязанным выводам, весьма важным для общей концепции книги. Вывод первый: «Герой, если он герой, есть неповторимая индивидуальность, ему подражать невозможно, да и не нужно: каждый должен идти своим путем...», а главным фактором идейно-эстетического воздействия героического образа на зрителя является «очищение героем — нравственное восхождение к нему...». Вывод второй: высокий общественный идеал — ориентир «нравственного восхождения» — не обязательно должен воплощаться «в герое совершенном, идеальном», но в то же время не стоит забывать, что идеализация есть один из традиционных способов художественного обобщения, что в свете педагогических, воспитательных задач «необходимо привлекать внимание к героям возвышенным, приподнятым, в том числе и идеальным».
Заметим, что при всей определенности этих выводов, подкрепленных вескими доводами из арсенала педагогики, эстетики — и ссылками на художественную практику кинематографа, автор избегает категоричности, не склонен возводить их в абсолют; с их помощью выстраивается не жесткая схема, а подвижная система координат, позволяющая целенаправленно анализировать разнообразные произведения и представленные ими тенденции современного кино, обращая преимущественное внимание на героя и на отношение к нему молодого зрителя. В процессе анализа Е. Громов придерживается избранной установки, согласно которой «нелепо... противопоставлять (кто лучше, кто хуже) одних героев другим. Все они, если они действительно герои, стимулируют, каждый своими средствами, жажду идеала, неутомимое и деятельное стремление к нему».
Как правило, на страницах книги фигурируют фильмы (в том числе и некоторые зарубежные), относящиеся к заметным явлениям киноискусства последнего двадцатилетия, вызвавшие широкий общественный резонанс; собственные оценки автор нередко соотносит с суждениями других критиков и с высказываниями зрителей, что придает анализу полноту и объемность.
Наиболее удачными и завершенными, как мне кажется, являются главы «Современность и современник» и «Критерии поиска», в которых Е. Громов ведет разговор о лентах «Премия», «Твой сын, земля», «Человек на своем месте», «И это все о нем», «Монолог», «Калина красная», «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Осенний марафон», «Слово для защиты», «Охота на лис», «Допрос», «Дочки-матери», «Ключ без права передачи», «Венок сонетов», «Не болит голова у дятла», «Подранки», «Школьный вальс», «Спасатель». Уже одно это перечисление (далеко не исчерпывающее материал двух упомянутых глав, тем более — книги в целом) позволяет судить, насколько широк круг картин, на которых, с разной степенью подробности, останавливается автор.
Как правило, эти картины выбраны точно, а их разбор органично соединяется с теоретическими рассуждениями и выводами, убедительно подкрепляя последние, причем собственно киноведческий анализ отличает оригинальность авторского подхода к материалу. С особой отчетливостью это качество книги проявилось в разделе о творчестве Василия Шукшина, на страницах, посвященных фильмам «Подранки», «Несовершеннолетние», «Школьный вальс», «Допрос» и ряду других.
Книжка рассчитана на полемику, и некоторые положения, высказанные автором, и его оценки дискуссионны. Так, представляется неточным разбор характера героини Нееловой из картины «Слово для защиты», а проблематика «Странной женщины» и «Охоты на лис» в авторском изложении выглядит несколько «выпрямленной». Думается, что — с учетом основных задач книги — большего внимания заслуживал «молодежный цикл» Марлена Хуциева...
Но, несмотря на некоторые недочеты монографии, не возникает сомнений в том, что поставленную перед собой общественно важную просветительную и киноведческую задачу автор решил успешно. Педагоги, читатели разного возраста и разных профессий получили книгу нужную и интересную, искренне ратующую за то, чтобы киноискусство, как пишет об этом на одной из последних страниц Е. Громов, не уходило от сложности и правды реальных жизненных проблем, если оно хочет найти широкий доступ к молодому зрителю. Скоротай этот вечер вместе с приятной проституткой Москвы и займись божественным сексом ! Девочки умеют быть нежными и ласковыми, а могут быть страстными и властными, они полностью подстроятся под тебя. Восхитительные, ухоженные и ласковые подарят нежность, тепло и наслаждение. Они просто созданы для доставления удовольствия.
9e6505905f3000362c32bd5bc645a1f3